Брак - это Таинство, в котором при обещании взаимной верности друг другу благословляется супружеский союз жениха и невесты и подается им благодать Божия для взаимной любви, единодушия, для рождения и христианского воспитания детей.
Желающие венчаться должны пройти собеседования в храме Покрова Пресвятой Богородицы в г. Жабинка.
Первое собеседование (для жениха и невесты) проходит в субботу или воскресенье (после вечернего богослужения) в здании Воскресной школы.
Второе собеседование (его назначит священник) проходит в субботу (после вечернего богослужения) в здании Воскресной школы за неделю до совершения Таинства Венчания. На втором собеседовании должны присутствовать жених, невеста и родители молодоженов.
Условия для совершения Таинства Венчания
Жених и невеста должны:
- быть крещеными в Православной Церкви и верующими;
- быть совершеннолетними;
- зарегистрировать гражданский брак в ЗАГСе.
К Таинству венчания не допускаются пары, если:
- молодые состоят друг с другом в кровном родстве (до третьего колена включительно) или в духовном родстве (когда жених и невеста являются крестными родителями одного ребенка);
- один из новобрачных юридически состоит в браке с другим лицом.
При совершении Таинства Венчания Вам необходимо следующее:
- нательный Крест (одет на себе);
- одежда, подобающая святости храма Божия;
- иконы: Спасителя и Божией Матери;
- 2 кольца;
- 2 полотенца (под ноги и связывать руки);
- 4 платочка (по два держать венцы и свечи);
- белый хлеб (каравай) на салфетке;
- свидетельство о регистрации брака.
Обращаем ваше внимание: перед Венчанием жениху и невесте необходимо исповедаться и причаститься.
За неделю до Венчания молодым и их родителям необходимо прийти на вечернее Богослужение (начало в 17.00) и заказать в иконной лавке молебен «На начало доброго дела», где будут указаны следующие имена: жених, невеста, отец жениха, мать жениха, отец невесты, мать невестыи крестные родители. В иконной лавке приобретаются венчальные свечи и свидетельство о Венчании. Таинство Исповеди совершается во время вечернего Богослужения. Таинство Причащения совершается во время Божественной Литургии.
Таинство Венчания не совершается:
- во все вторники, четверги и субботы года;
- накануне двунадесятых и великих праздников;
- во время Святок (7 – 20 января);
- в продолжение постов Великого, Петрова, Успенского (14 августа – 27 августа) и Рождественского (28 ноября – 6 января);
- в течение сырной седмицы (масленицы), начиная с Недели мясопустной и в Неделю сыропустную;
- в течение Пасхальной (Светлой седмицы);
- 10-11 сентября (Усекновение главы Иоанна Предтечи) и 26-27 сентября (Воздвижение Креста Господня);
- накануне и в праздник Покрова Пресвятой Богородицы (престольный праздник храма).
По традиции в нашем храме в воскресенье накануне Рождественского поста, проходит встреча с парами, которые венчались в храме Покрова Пресвятой Богородицы в г. Жабинка в прошедшем году. Об этом парам сообщают предварительно.
Краткое описание последования Таинства Венчания
Таинство проходит в церкви и состоит из обручения и самого венчания. Горящие свечи новобрачных изображают духовное торжество, славу целомудренного девства и свет благодати, нисходящие на них. Во время обручения жениха и невесты священник надевает им обручальные кольца, которые символизируют бесконечность, вечность и безграничность любви. В знак согласия и единодушия супруги три раза обмениваются друг с другом кольцами. Одно кольцо остается у невесты, другое – у жениха.
Под пение 127 псалма «Слава Тебе, Боже наш» священник поставляет жениха и невесту на середину храма перед аналоем с Крестом и Евангелием на разостланный на полу белый рушник – символ единства и радости и нераздельного жительства в супружестве.
Священник спрашивает сначала жениха: «Имеешь ли, (имя), желание благое и непринужденное, и крепкую мысль, взять себе в жену сию...?» Этот вопрос задается жениху для того, чтобы он понял свою ответственность за создание семьи. Муж есть глава семьи, жена его помощница. Также священник задает другой вопрос: «Не обещался ли иной невесте?». И отвечает жених. Те же вопросы задаются священником и невесте. От нее также требуется осмысленное и ответственное отношение к избраннику. Вопросы и ответы эти нужны еще и для того, чтобы Церковь стала свидетелем добровольности вступления в совместное жительство супругов и чтобы не смогли потом сказать люди, что венчание совершено по принуждению.
Таинство Венчания начинается с призывания имени Святой Троицы «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа…». Завершив чтение молитв, священник приступает к главному моменту таинства, благословляя брачный союз. Взяв венец, священник благословляет им жениха и говорит: «Венчается раб Божий (имя), рабе Божией (имя), во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Потом таким же образом священник венчает голову невесты, говоря: «Венчается раба Божия (имя рек), рабу Божию (имя рек)...». Венцы, возлагаемые на жениха и невесту, символизируют славу союза Христа с Церковью. Возложением венцов Церковь воздает жениху и невесте честь за целомудрие и сохраненное девство. Венцы также служат предуказанием вечного увенчания супругов, о котором сказано в Откровении апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2, 10). Возложение венцов и слова священника «Господи Боже наш, славою и честию венчай их» запечатлевают Таинство брака.
Далее словами прокимна Церковь утверждает: «Ты, Господь, положил на главах их венцы, украшенные камнями кристальной честности, они просили у Тебя совместной жизни, и Ты дал ее им». В послании к Ефесянам апостол Павел сопоставляет супружеский союз мужа и жены с союзом Христа и Церкви и указывает главные обязанности супругов по отношению друг к другу. В Евангелии от Иоанна (2,1-11) Церковь повествует новобрачным о браке в Кане Галилейской, на который был зван Христос.
После молитвы «Отче наш», в которой новобрачные свидетельствуют о своей решимости служить Господу и выполнять волю Его в семейной жизни, они испивают общую чашу. Общая чаша — это чаша с красным вином. Священник троекратно дает супружеской паре испить вина из общей чаши — вначале мужу, как главе, потом жене. Вкушение вина напоминает о чудесном претворении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской. Общая чаша испивается в знак полного единства супругов, запечатленного в совершившемся Таинстве. Отныне у мужа и жены общая жизнь: одни стремления, одни мысли, одни желания, одно тело. В неразрывном союзе они будут делить между собой чашу радостей и скорбей, печалей и утешений.
Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает соединенные руки их епитрахилью и поверх епитрахили кладет свою руку. Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки.
Держа свою руку поверх соединенных рук мужа и жены, священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя. Круг символизирует вечность. Троекратное обхождение совершается во славу Святой Троицы, Которая, таким образом, призывается во свидетельство обета перед Церковью вечно хранить супружеский союз.
После троекратного обхождения муж и жена поставляются на свое место, и священник снимает венцы сначала с мужа, потом с жены, обращаясь к каждому со словами приветствия. В нем священник обращает внимание на возвеличение жениха, на благословение его «умножиться и ходить в мире, исполняя в правде заповеди Бога». Величие жены в этом приветствии связывается с умением «веселиться о своем муже и хранить пределы закона».
После отпуста, по примеру древних христиан, следует поздравление вступивших в супружество и новое родство.