Главные новости

2 июня 2024 года, в воскресение в нашем храме после Божественной литургии будет совершен молебен о плодоносящих (беременных) женщинах, который традиционно совершается в нашем храме каждое первое воскресение месяца.

23 мая 2024 года состоится очередная встреча слушателей школы православия «За советом к батюшке» с благочинным церквей Жабинковского округа протоиереем Сергием Петрусевичем в ГУК «Жабинковская центральная районная библиотека» (г. Жабинка, ул. Советская, 8а).

Начало встречи 18:15.

Приглашаем всех желающих!

  1. Молебен о плодоносящих
  2. Приглашаем вас на встречу школы православия

ОЧЕРК ИСТОРИИ

ХРАМА РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

В МАТЕЕВИЧАХ

Нынешний год для прихода храма Рождества Иоанна Предтечи в агрогородке Матеевичи Жабинковского района Брестской области связан с рядом важных юбилейных дат. Исполняется 305 лет со времени первого письменного упоминания о храме, 160 лет его освящения после первой реконструкции и 30-лет с того дня, как этот Дом Божий пережил своё современное возрождение и второе освящение. Накануне этих знаковых событий немаловажно вспомнить основные вехи, связанные с историей древнего населённого пункта и храма.

Часть І

Возникновение Матеевич и основание храма

Первое письменное упоминание о поселении с названием Матеевичи (Матиевичи) [1] относится к началу XVI века. Расположенное на важном торговом пути между Кобрином и Берестьем (Брестом), оно входило в Здитовское имение Берестейского воеводства и граничило с частными владениями широко известного в истории Беларуси рода Костюшек-Сехновичских [2].

Фрагмент карты Кобринского повета XVI века с обозначением на дороге из Кобрина

в Брест сёл Черевачицы, Матеевичи и Сехновичи. Рисунок 1930 года.

Описывая 15 января 1502 года свои обширные владения, шляхтич Иван Гурин сын Никиты Гурина-Здитовецкого упоминает имение Попротно, в которое входила деревня Матеевичи: «Першую по сем боку реки Мухавца, где церковь стоит, си есть одна волока, которая начинается от жерла реки и водотечи со затоками рыбными, од юга идёт к северной стороне, вдолж на четверть мили по дорогу и передел, Матиевич названую» [3].

На протяжении XVI века поселение Матеевичи неоднократно упоминается на страницах актовых книг Брестского городского суда в связи разделом обширного Здитовецкого имения. Среди многочисленных владельцев постоянно возникали земельные разногласия и конфликтные ситуации, происходили переделы имущества и частая продажа различных участков, в том числе матеевичского [4]. К примеру, весной 1580 года земянин* Станислав Бернатович передал имение «Здитовцы в Матеевичах» в залог Яну Свидерскому. В том же году пинский хорунжий* Василий Федюшко перекупил у Свидерского это землевладение, а хозяйка одной из частей матеевичского надела Томила Токаревская продала Ивану Шляхте-Здитовецкому и его жене свою наследственную часть Здитовца, размещённую на берегах реки Мухавец, с несколькими деревнями, в том числе Петровичами и Матеевичами [5].

До заключения в1596 году Брестской церковной унии большинство местного населения (в том числе шляхта*) исповедовали православие. Один из наиболее уважаемых землевладельцев, занимавший высокую государственную должность депутата Главного трибунала Великого Княжества Литовского Николай Иванович Костюшко-Сехновичский, являясь прихожанином Здитовского храма, в апреле 1589 года свидетельствовал, что «на Велик-день свята Руского у церкви, у Микитья» находился на службе в Здитове [6]. Таким образом, в конце XVI века на землях, принадлежащих Костюшкам, храма ещё не существовало. Матеевичскую церковь основали позднее прямые потомки названного Николая Костюшко [7].

Сохранившийся до наших дней фундушовый (дарственный) акт от 31 июля 1718 года, составленный владельцем имения Попротно Антонием Юзефом Яновичем Костюшко-Сехновичским, позволяет датировать основание этого храма не ранее последней четверти XVII столетия [8].

Этот документ имеет исключительную важность для понимания начальной истории появления храма в селении Матеевичи. Чтобы обеспечить сохранность дарственной, в мае 1762 года по просьбе матеевичского священника Антония Грегоровича фундуш, дарованный прежними землевладельцами имения Попротно в пользу храма, был официально внесён в книги Брестского городского суда [9].

Из текста грамоты 1718 года с большой долей вероятности можно предположить, что церковь в Матеевичах уже существовала к тому времени не одно десятилетие. Её первыми фундаторами стали покойные родители создателя фундуша — войский* Червоногродский Ян (Иван) Костюшко-Сехновицкий и его жена Барбара (Варвара). Поэтому, очевидно, неслучайно полное название храма («во имя святых Иоанна Крестителя, Симеона Столпника и великомученицы Варвары») содержало имена небесных покровителей панов-основателей.

Антоний Юзеф Костюшко считал, что «церковь, получившая от него фундуш, согласно уставу не может оставаться без священника, который должен жить при том же храме». Поэтому владелец назначил настоятелем в Матеевичах униатского священника Самуила Нарукевича. Отцу Самуилу и его преемникам вменялось в обязанности «каждую неделю ежегодно служить по две святые литургии за души умерших, особенно их чести панов Яна и Барбары Костюшек, войских Червоногродских, благородных моих родителей, и близких моих родственников». Для содержания храма Антоний Костюшко определил волоку земли с лугами в селе Матеевичах, передал в услужение к церкви крестьянина Прокопа Рабчука и пообещал выделять на храм по два гарнца вина и денежное содержание, в том числе на воск для свечей, светильники и елей для них, чтобы освещать алтарь во время службы. Владелец имения Попротно также клятвенно пообещал на веки вечные «не руйновать фундуш», а если вдруг случится несчастье и храм обветшает или пострадает от пожара, Антоний Костюшко лично и от имени будущих владельцев имения принимал обязательства содействовать возрождению Дома Божиего [10]. Согласно этой воле спустя некоторое время поступил один из наследников Антония ротмистр* Францишек Костюшко, который 6 июля 1782 года пожертвовал на Матеевичскую церковь 3,5 тысячи злотых, необходимые на возобновление храма [11].

Часть ІІ

Возрождение церкви в ХІХ веке

Важнейшие изменения в церковной жизни Западной Беларуси начали происходить после Полоцкого собора 1839 года. Съезд греко-римского духовенства закрепил упразднение Брестской церковной унии и обеспечил переход униатских приходов в лоно Православия.

К середине ХІХ века храм в селе Матеевичи стал приписным к церкви святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских в Больших Сехновичах. Возможно, развитие Сехновичского имения и находившегося в нём храма способствовало тому, что церковь в Матеевичах стала приписной с печальными последствиями. Содержание двух храмов при отсутствии достаточного материального обеспечения требовало особого внимания и заботы, что оказалось не по силам прихожанам.

О том, в каком состоянии оказался храм в Матеевичах свидетельствовал уроженец села Черевачицы, будущий редактор «Литовских Епархиальных Ведомостей» протоиерей Иоанн Котович: «Ветхий с полусогнившими, по местам полупросвечивающимися стенами, крайне убогий по своему внутреннему украшению и устройству, он давно уже требовал капитальной починки. Но скудность средств не позволила взяться за дело, требовавшее не малой суммы» [12]. Кроме того и прихожане, нуждались в религиозном просвещении, так как всё ещё сохраняли обычаи и традиции, характерные для униатства

Перед настоятелем храма Иоанном Левицким стояла почётная и одновременно исключительно сложная миссия. В своей деятельности священнослужитель, прежде всего опирался на поддержку прихожан и пожертвования различных доброжелателей. Действенную помощь пастырю оказывал уроженец села Большие Сехновичи, епископ Брестский и викарий Литовской епархии Игнатий (Железовский) [13]. Ремонт храма в Матеевичах происходил в условиях отмены крепостного права. Во многих приходах крестьяне в ознаменование исторического события приносили посильные пожертвования в местные приходские церкви. К примеру, в 1863 году жители Сехнович и соседних деревень жертвовали «по 3 рубля и больше на постройку своей приписной церкви». Всего за год настоятель и прихожане собрали для Матеевичского храма 800 рублей [14].

В результате были обновлены деревянные стены, окна, полы и потолок, а дощатая крыша выкрашена красной масляной краской.

 В статье, посвящённой освящению церкви в селе Матеевичи Иоанн Котович подчёркивал, что появился «весьма хороший новый иконостас; из прежних икон остался только один образ Богоматери, бывший в горнем месте» [15]. В данном случае имелся в виду чудотворный список иконы Божией Матери «Леснинская», который верующие украшали серебряными привесками с изображениями сердца, как знак того, что пожертвовавшие их получили облегчение от сердечных страданий, или ручек и ножек, как знак исцеления от недугов телесных [16].

Освящение перестроенного храма в Матеевичах было совершено 14 (26) сентября 1863 года в честь двунадесятого праздника Воздвижения Креста Господня [17]. За богослужением, которое совершали пять священников, молилось до семи тысяч верующих [18]. За особое усердие настоятелю Иоанну Левицкому, обессмертившему своё имя восстановлением храма в селе Матеевичи, было преподано Архипастырское благословение митрополита Иосифа (Семашко) и пожалована скуфья [19].

Итог многолетнего служения отца Иоанна и трудов по возрождению святыни был подведён летом 1890 года во время празднования 50-летия его священства. Среди важнейших достижений иерея, между прочим, подчёркивалось, что «его стараниями и в значительной части на его средства двукратно обновлена приходская Сехновицкая церковь и совершенно возобновлена приписная Матиевицкая». Причём, в этих трудах Иоанна Левицкого «ближайшим руководителем его, а также и щедрым помощником, всегда был незабвенный в нашем крае иерарх, преосвящённый Игнатий» [20].

Свои труды по обновлению Матеевичской церкви прихожане продолжали и позднее. В 1871 году они пожертвовали на её нужды 100 рублей, ещё свыше 58 рублей выделило церковно-приходское Сехновичское попечительство, а сын сехновичского настоятеля, священник храма святителя Николая Чудотворца и святой царицы мученицы Александры во французской Ницце Владимир Левицкий прислал для Матеевичской церкви два аршина шёлковой парчи, Евангелие и покровцы с воздухом [21].

Спустя год стараниями прихожан храм в Матеевичах пополнился крестом, лампадками, парами серебряных трёхсвечников и подсвечников на жертвенник, иной церковной утварью. Кроме того, помещица имения Попротно Ольга Задарновская пожертвовала в храм ковёр, шерстяную материю на катапетасму и облачение на аналой [22].

Владыка Игнатий. Конец XIХ века, копия с прижизненного изображения.

 

Уроженец села Сехновичи, протиерей Владимир Левицкий,жертвователь на храм в Матеевичах.

Фото 1890-х годов.

 

Захоронения священнической семьи Любинских возле Сехновичского храма.

80-е годы XIХ века. Фото автора, 2023 год.

Начинания иерея Иоанна Левицкого были продолжены следующим настоятелем Сехновичского прихода Василием Любинским, которому 29 марта (10 апреля) 1883 года было преподано архиерейское благословение «за усердие к храму Божию, особенное обнаруженное при ремонтировке Матиевичской церкви». В частности, в 1882 году священник выделил на починку храма значительную сумму в 513 рублей из личных средств и содержал за собственный счёт мастера и позолотчика, производивших работы.

Кроме того, как отмечалось в «Литовских Епархиальных Ведомостях»: «Прихожане с своей стороны, при своей бедности, с любовию и усердием несли свои посильные пожертвования, вывозили необходимый лесной и др. материал, не смотря ни на какую даль, лишь бы он был лучший, и давали нужное количество рабочих из своей среды; примером для других в этом отношении служил церковный староста, крестьянин села Матиевич Давид Максимов Дыдык, служащий в должности более 11 лет; особо усердно ему помогали также личным трудом и участием члены церковно-приходского попечительства, крестьяне села Сехнович Захарий Ткачук, села Матиевич Василий Волк, дер. Багнов Фома Боярчук и дер. Кордов Степан Карпук» [23]. Стараниями местного крестьянина Игнатия Волка храму была пожертвована пара хоругвей [24].

Матеевичская «церковь деревянная, с такой же колокольней в каменной ограде» к этому времени уже носила имя Иоанна Предтечи [25].

Часть ІІІ

Храм в новейшее время

ХХ век стал периодом множества тяжёлых испытаний. В их числе – революционные события и две мировые войны, которые непосредственно затронули жабинковские земли и повлияли, в том числе, на религиозную жизнь края.

В ходе Первой российской революции 1905–1907 годов на страницах «Гродненских Епархиальных Ведомостей» нередко сообщалось о фактах святотатства, в том числе об ограблении в ночь с 22 на 23 октября 1906 года неизвестными злоумышленниками Матеевичской церкви [26].

Во время кайзеровской оккупации и советско-польской войны 1920 года церковь не пострадала. После того, как жабинковские земли в 1921 году по Рижскому мирному договору вошли в состав Польского государства, здание церковно-приходской школы, принадлежавшее Матеевичской церкви [27], новыми властями было передано под польскую начальную школу.

В ходе Великой Отечественной войны храм внешне не пострадал, о чём свидетельствует послевоенный снимок.

 

Матеевичская церковь. Фото 1940-х годов.

 Однако, не смотря на то, что Матеевичская церковь не была в аварийном состоянии и в ней периодически проходили богослужения, по воли советских властей, проводивших явную антиклерикальную политику, церковь всё же оказалась закрытой [28].

17 декабря 1960 года своё заключение вынес уполномоченный по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР по Брестской области: «Церковь в д. Матеевичи является приписной к приходской села Сехновичи в 3-х км. Поскольку вблизи от приписной находится приходская, она вполне удовлетворяет потребности верующих, и поэтому службы в приписной церкви совершаются 1–2 раза в год, посещаемость 10–15 чел. доход 135 рублей. Здание не ремонтируется из-за отсутствия средств, а также потому что верующие не проявляют интереса к этой приписной церкви» [29].

Простояла она в запустении тридцать лет. За это время кровля пришла в полную негодность, прогнили и обрушились потолок и чердачное перекрытие. Внешне и внутренне храм к началу 90-х годам прошлого века имел удручающий вид.

Инициатива возрождения храма принадлежала священнику Алексию Петрусевичу, который нашёл живую поддержку в лице председателя колхоза имени Куйбышева (современное ОАО “Матеевичи”) Валерия Парафенюка [30].

Спустя два года строительство храма было завершено, и 8 июня 1993 года епископ Брестский и Кобринский Константин торжественно освятил престол в честь Рождества Иоанна Предтечи. Сегодня церковь относится к памятникам историко-культурного наследия Беларуси [31].

Приход в Матеевичах неоднократно посещал управляющий Брестской епархией Преосвященный Иоанн, епископ Брестский и Кобринский (с 2016 года — архиепископ). 7 июля 2003 года он совершил в  храме Божественную литургию по случаю престольного праздника и 285-летия храма. Спустя пять лет с участием Владыки настоятель и прихожане праздновали 7 июля 2008 года 290-ю годовщину своей церкви. 21 июня 2014 года храм Рождества Иоанна Предтечи вновь посетил епископ Брестский и Кобринский Иоанн, поздравивший с 35-летием служения в священном сане протоиерея Алексия Петрусевича. Настоятелю храма была также вручена руководителем района Фёдором Колончуком Почётная грамота Жабинковского районного исполнительного комитета «за значительный личный вклад в возрождение духовности и нравственности, воспитание моральных ценностей и традиций православия и в связи с 35-летием священства».

В 2018 году храм отмечал 300-летие со времени первого письменного упоминания. 7 июля приход вновь посетил архиепископ Брестский и Кобринский Иоанн, который совершил Божественную литургию по случаю юбилейной даты. За богослужением молился председатель Жабинковского райисполкома Дмитрий Городецкий. От имени исполнительной власти был зачитан приветственный адрес и передан сертификат на нужды приходской воскресной школы.

07 июля 2023 года архиепископ Иоанн совершил Божественную литургию в храме Рождества Иоанна Предтечи в аг. Матеевичи Жабинковского района по случаю  престольного праздника, 305-летия первого письменного упоминая храма в селении, 160-летия его освящения после первой реконструкции и 30-летия возрождения и второго освящения. За богослужением Управляющему епархией сослужили: секретарь Брестского епархиального управления, благочинный церквей Жабинковского округа протоиерей Сергий Петрусевич, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в аг. Матеевичи Жабинковского района архимандрит Алексий (Петрусевич), клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в г. Бресте священник Михаил Деркач, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери священник Андрей Петрусевич. Богослужебные песнопения исполнил хор храма Покрова Пресвятой Богородицы в г. Жабинка под управлением Петрусевич Е.В. По окончании богослужения был совершен крестный ход, молебен и традиционное для этого праздника освящение лекарственных трав. Затем Его Высокопреосвященство освятил копию иконы Божией Матери «Леснинская» и благословил пребывание святыни в храме   аг. Матеевичи в знак восстановления исторической памяти почитания образа. Управляющий Брестской епархией обратился к духовенству и народу с проповедью, поздравил прихожан с юбилеем со дня освящения храма, а также вручил медали Белорусской Православной Церкви «1030-летие Православия на белорусских землях»  председателю ОАО «Матеевичи» Гуцко Н.А. Милякову А.А., Шевель С.Д., Антонюк Е.А., Деркач Г.А. Благодарности были вручены  Миляковой Л. Н., Радованюку М. Н., Головейко В.В., Илькив Ю. А., Илькив Т.М., Ткачук Т. А., Скочиковской А. М., Демкович М. А.,Панасюк Т. М., Евсович Л. П., Пешко С. Ф., Пешко В.Н., Антонюк Е. В. Далее к присутствующим со словами приветствия от имени Жабинковского районного исполнительного комитета обратилась заместитель председателя Тарасевич И.В. Радость престольного праздника в этот день с прихожанами также разделили председатель Кривлянского сельского совета Андреюк В.Н. и директор ОАО «Матеевичи» Гуцко Н.А.

На своём долгом историческом пути храм в Матеевичах не раз испытывал периоды не только расцвета, но и упадка. Однако вопреки всем тяжестям и невзгодам, всякий раз он возрождался, чтобы нести свет веры всё новым поколениям своих прихожан.

 Священнослужители Матеевичской церкви

ИОАНН Левицкий (1842–1871)

ВАСИЛИЙ Любинский (1871–1887)

ПАВЕЛ Петровский (1887–1914)

КОНСТАНТИН Кончевский (1914–1915)

ИОАНН Самойлович (1921–1925)

ИОАНН Стасюк (1925–1935)

МАКСИМ Секретюк (1935)

ИОАНН Митишук (1935)

ИОАНН Житинец (1936–1937)

ИГОРЬ Зелезняк (1937–1943)

ВЛАДИМИР Рункевич (1943–1954)

МИХАИЛ Лисицкий (1954–1960)

АЛЕКСИЙ Петрусевич (с 1993).

 

Спустя столетия зовёт прихожан к молитве древний колокол Матеевичской церкви.

Фото автора, 2023 год.

Престольный праздник – 7 июля, Рождество Крестителя Господня Иоанна.

Соборное богослужение – 7 июня, третье обретение Главы Крестителя Господня Иоанна.

Соборное богослужение – 25 сентября, Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы, день памяти местночтимой иконы Божией Матери "Леснинская".

Адрес храма: 225128, Республика Беларусь, Брестская обл., Жабинковский р-н, аг. Матеевичи, ул. Центральная, 1 «А»

Настоятель храма – протоиерей Алексий Петрусевич (на приходе с 08.06.1993 г.), с 28.06.2022 г. иеромонах Алексий (Петрусевич), с 16.04.2023 г. архимандрит Алексий (Петрусевич).

 Протоиерей Сергий Петрусевич/Анатолий БЕНЗЕРУК

Источники и комментарии:

  1. Нынешнее официальное название и статус этого населённого пункта, входящего в состав Кривлянского сельсовета Жабинковского района, — агрогородок Мате́евичи (белор. Маце́евічы). См.: Назвы населеных пунктаў Рэспублікі Беларусь: Брэсцкая вобласць : нарматыўны даведнік / І. А. Гапоненка і інш.; пад рэд. В. П. Лемцюговай. — Мінск, 2010. — С. 128–129. В данном очерке приводятся различные варианты написания, которые использовались в XVI–XX веках: Матиевичи, Мациевичи, Матеевичи.
  2. Wysłouch, S. Rozwój granic i terytorjum powiatu Kobryńskiego do połowy XVI wieku / Seweryn Wysłouch. — Wilno, 1930. — S. 43.
  3. Археографический сборник документов, относящихся к истории Северо-Западной Руси, издаваемый при управлении Виленского учебного округа. — Т. 6. — Вильна, 1869. — С. 308. Из приведённого отрывка следует, что волока, которая принадлежала шляхтичу Гурину, протянулась вдоль реки Мухавец до границ с Матеевичами. Важно также отметить, что документ, составленный 15 января 1502 года, неоднократно свидетельствует: Здитовская церковь на это время уже существовала. В ХІХ веке две копии фундуша от Ивана Гурина, написанные латиницей, хранились в Свято-Никитском храме. Причём, первый экземпляр на 4-х листах был составлен на бумаге с водяными знаками, изображавшими Божию Матерь с Младенцев в венцах. См.: Литовские Епархиальные Ведомости (далее — ЛЕВ). — 1869. — № 12. — С. 797–798.
  4. Национальный архив Республики Беларусь. — Ф. 1741. — Оп. 1. — Д. 49. — Л. 1193–1197.
  5. Опись документов Виленского Центрального Архива древних актовых книг / Сост. О. В. Щербицкий. — Выпуск 10. — Вильна, 1913. — С. 20, 39.
  6. Акты, издаваемые Виленскою комиссиею для разбора древних актов (далее — АВАК). — Т. 6. — Вильна, 1872. — С. 36.
  7. В популярной литературе распространено ошибочное мнение, что внук Николая Ивановича — основатель Свято-Николаевской церкви в Больших Сехновичах Павел Костюшко-Сехновицкий был предком знаменитого генерала Тадеуша Костюшко. Однако на самом деле они принадлежали к разным ветвям разветвлённого рода. Подробнее см.: Бензярук, А.Р. Касцюшкі-Сяхновіцкія : гісторыя старадаўняга роду / Анатоль Бензярук. — Брэст, 2006.
  8. Мароз, В. В. Драўляныя сакральныя помнікі Берасцейшчыны : нарысы гісторыі, археалогіі і культуры / В. В. Мароз. — Мінск, 2018. — С. 199, 372. Валерий Мороз отмечал: «Фундушовы запіс дае трывалую падставу адносіць будаўніцтва Маціевіцкай царквы да апошняй чвэрці ці канца XVII ст. і з’яўляецца безумоўным сведчаннем таго, што святыня не магла быць пабудавана ў час, блізкі да 1720 г.».
  9. Подлинник дарственной грамоты 1718 года на польском языке хранится в Национальном историческом архиве Беларуси в Минске. Этот акт, составленный владельцем имения Попротно Антонием Юзефом Костюшко-Сехновичским, был введён в научный оборот уже в ХIХ веке Виленской комиссией для разбора и издания древних актов, которую в 1888–1902 годах возглавлял уроженец села Озяты Кобринского уезда (а ныне Жабинковского района) Юлиан Фомич Крачковский.
  10. АВАК. — Т. 3. — Вильна, 1870. — С. 138–141.
  11. Бензярук, А. Р. З гісторыі населеных пунктаў Жабінкаўшчыны / А. Р. Бензярук // Памяць : Гіст.-дакум. хроніка Жабінк. р-на / Рэд.-укл. Р. Я. Смірнова. — Мінск, 1999. — С. 494.
  12. Котович, И. Мысли по поводу освящения Матиевицкой церки / Иван Котович / ЛЕВ. — 1864. — № 9. — С. 325.
  13. Подробнее о жизни и деятельности владыки Игнатия (Железовского), который свыше 22 лет управлял Брестской епархией, см.: Орловский, Е. Судьбы православия в связи с историею латинства и унии в Гродненской губернии в ХІХ столетии (1794–1900) / Сост. Е. Орловский. – Гродна, 1903.                         Память о епископе Игнатии поныне бережно сохраняется на его малой родине. В декабре 2022 года на стене храма в Больших Сехновичах, в котором некогда был крещён будущий архиерей, появилась мемориальная доска: «“Помните наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их” (Евр. 13,7). Благословением Высокопреосвященного Иоанна, Архиепископа Брестского и Кобринского, установлена сия памятная доска в ознаменование 220-летия со дня рождения в селение Большие Сехновичи и 150-летия со дня кончины викария Литовской епархии, епископа Брестского ИГНАТИЯ (ЖЕЛЕЗОВСКОГО) (1802–1872)». (Бензярук, А. Ігнацій, епіскап Брэсцкі / А. Бензярук // Сельская праўда (далей – СП). — 1992. — 11 крас.; Яго ж. Узняліся да акадэмічных вяршынь / Анатоль Бензярук // СП. — 2023. — 1 лют.).
  1. ЛЕВ. — 1863. — № 10. — С. 341; Там же. — 1864. — № 15. — С. 538.
  2. Котович, И. Мысли по поводу… — С. 326.
  3. Иосиф, епископ. Гродненский православно-церковный календарь, или Православие в Брестско-Гродненской земле в конце XIX века / Иосиф (Соколов). — 2-е изд. — Воронеж, 1899. — Т. 1. — С. 90.
  4. ЛЕВ. — 1863. — № 21. — С. 805–806.
  5. Подробнее см.: Бензерук, А. Икона Леснинской Божией Матери / Анатолий Бензерук // СП. — 2023. — 5 крас.
  6. ЛЕВ. — 1863. — № 21. — С. 806; Там же. — 1864. — № 12. — С. 411.
  7. Там же. — 1890. — № 32. — С. 259.
  8. Там же. — 1871. — № 23. — С. 1046.
  9. Там же. — 1873. — № 2. — С. 21.
  10. Там же. — 1883. — № 7. — С. 54.
  11. Там же. — 1884. — № 5. — С. 39.
  12. Иосиф, епископ. Гродненский православно-церковный календарь… — С. 90.
  13. Гродненские Епархиальные Ведомости. — 1906. — № 44. — С. 1170.
  14. Церковно-приходская школа, открытая в 1884 году, находилась в соседней деревне Корды. Это учебное заведение выделялось знаниями своих учеников, за что неоднократно учителя школы отмечались епархиальным училищным советом и правящим архиереем. См.: ЛЕВ. — 1885. — № 24. — С. 243; Там же. — 1885. — № 24. — С. 243; Там же. — 1886. — № 33. — С. 300.
  15. Мароз, В. В. Драўляныя сакральныя помнікі… — С. 313–314.
  16. Государственный архив Брестской области. — Ф. 1482. — Оп. 4. — Д. 11.
  17. Исключительную роль Алексия Петрусевича в возрождении церкви в Матеевичах подчёркивает исследователь истории православных храмов Брестчины Валерий Мороз: «Да 1992 г. царква разбуралася і стаяла ўжо з праваленым дахам і калі б не настойлівасць і руплівасць мясцовага святара (…), мы ўвогуле страцілі б гэты гістарычна каштоўны помнік з родавай спадчыны Касцюшкі» (Мароз, В. В. Драўляныя сакральныя помнікі… — С. 319).
  18. 14 мая 2007 года, согласно постановлению Совета Министров, церковь с колокольней в деревне Матеевичи Жабинковского района Брестской области была включена в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, получив 2-ю охранную категорию. См.: Дзяржаўны спіс гісторыка-культурных каштоўнасцей Рэспублікі Беларусь / склад. В. Я. Абламскі, І. М. Чарняўскі, Ю. А. Барысюк. — Мінск, 2009. — С. 38.

ГЛОССАРИЙ

(устаревшие слова, обозначенные звёздочкой):

Войский — земский служебный чин; во время войн, когда шляхта и поветовое рушение (ополчение) оставляли повет, наблюдал в нём за порядком.

Земянин — наследственный владелец имений и участков земли. В русском языке близким аналогом является слово «помещик».

Ловчий — служебный чин; следил за состоянием лесов, распоряжался звериной и птичьей охотой.

Ротмистр — кавалерийское воинское звание; сейчас соответствует званию «капитан», в прежние времена ротмистр руководил ротой или хоругвью (полком).

Хорунжий — высший земский чин в повете, отвечавший за сбор поветового рушения и руководством хоругвью.

Шляхта — привилегированное сословие на территории современных Беларуси, Польши, Украины, Литвы и Чехии в ХІІІ–ХХ веках. В русском языке близким аналогом является слово «дворянство».

Леснинская икона Божией Матери в селе Матеевичи:

краткая история утраченной святыни

14 (27) сентября 2023 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, исполняется 340 лет со времени обретения в селе Лесна (ныне — Лесьна-Подляска, Польша) почитаемого в Православной Церкви образа Леснинской Божией Матери. На протяжении XVII – XIX веков с иконы, найденной в 1683 году местными пастухами, было сделано множество списков (копий). Епископ Брестский Иосиф (Соколов), викарий Виленской епархии в конце XIX века писал, что один из таких списков хранился в селе Матиевичи Кобринского уезда (совр. — агрогородок Матеевичи Жабинковского района) и пользовался особым почитанием среди православных прихожан: «Имеется здесь (в Матиевичской церкви, в ста километрах от Лесны. — А.Б.) местно особенно чтимая св. икона Богородицы — снимок с чудотворной Богородичной иконы Леснинской» [1].

За три столетия храм в Матеевичах пережил не менее трёх капитальных преобразований. Одно из крупнейших приходится на 60-е годы XIX века. Плачевное состояние до реконструкции и превращение храма, освящённого осенью 1863 года в честь Воздвижения Креста Господня [2], в благоустроенный Дом Божий, подробно описал уроженец села Черевачицы, будущий редактор «Литовских Епархиальных Ведомостей» священник Иоанн Котович. В статье, озаглавленной «Мысли по поводу освящения Матиевицкой церки» [3], особое внимание автор уделил чудотворному образу: «Иконостас — весьма хороший новый также; из прежних икон остался только один образ Богоматери, бывший в горнем месте. Скажем о нём несколько слов. С давних пор Матиевицкая церковь в особом уважении у соседей. Образ Пресв. Богородицы чтится чудотворным, а потому в важнейшие праздники туда всегда стекался народ. Сердечные молитвы Заступнице рода христианского не были тщетны. Очевидным доказательством служат воты (votum) или привески, которыми богомольцы обвешали образ. Эти привески серебряные и изображают или сердце, как знак того, что пожертвовавшие их получили облегчение от сердечных страданий, или ручки и ножки, как знак исцеления от недугов телесных и т.п. Этот образ, столь чтимый, помещен в иконостасе. Но прежде нужно было обновить его. Для этого он был выслан в Гродно и там очищена живопись и сделана серебряная золочёная риза, прекрасного чекана [4]».

При освящении храма 14 сентября 1863 года, чудотворной иконе было уделено особое внимание, поскольку, «прибыв на торжество Православия, усердные богомольцы желали освятить этот вожделенный для них день исповедью и св. Таин приобщением при лике Богоматери». Поэтому Божественная литургия в тот памятный для многих современников день была завершена молебном ко Пресвятой Богородице и крестным ходом [5].

Летом 1890 года отмечалось 50-летие священства Иоанна Левицкого – бывшего настоятеля храма святого Николая Чудотворца в Больших Сехновичах. Среди наиболее важных дел, совершённых юбиляром за полвека служения, отмечалось, что «его стараниями и в значительной части на его средства двукратно обновлена приходская Сехновичская церковь и совершенно возобновлена приписная Матиевицкая, в коей находится замечательная по воздаваемому ей в окрестностьях почитанию чудесная икона Божией Матери» [6].

Вопрос о времени написания и появления чудотворного образа Богородицы в Матиевичах в научной среде поныне остаётся дискуссионным [7]. Сочинение епископа Иосифа, изданное в 1899 году, — последняя известная на сегодняшний день письменная фиксация о нахождении Леснинской иконы Божией Матери в Матиевичской церкви. Образ считается утраченным. Можно предположить, что он исчез в ходе оккупации в 1915 году города Брест-Литовска и его окрестностей германскими войсками во время Первой мировой войны.

В январе 2023 года жабинковский историк Анатолий Бензерук предоставил благочинному  церквей Жабинковского округа протоиерею Сергию Петрусевичу историческую справку об особом почитании иконы Божией Матери «Леснинская» в приходе храма Рождества Иоанна Предтечи с. Матеевичи. После обсуждения данного факта с настоятелем храма архимандритом Алексием (Петрусевичем), было принято решение восстановить историческую память почитания в приходе образа Божией Матери в юбилейный год 305-летия храма. На письменное обращение настоятеля храма к  Высокопреосвященному Иоанну, архиепископу Брестскому и Кобринскому с просьбой благословить написание иконы, последовала резолюция следующего содержания: «Молитвами Богородицы Господь да благословит сие доброе намерение. Архиепископ Иоанн. 08.06.2023г.» Брестским иконописцем Сергеем Коркотадзе на липовой доске был воссоздан образ, максимально идентичный оригиналу размером 35*42 см., украшен бархатной тканью красного цвета, латунной чеканкой, камнями стразы, помещен в кивот и установлен на южной стене храма. 07 июля 2023 года в день престольного праздника храма, празднования 305-летия первого письменного упоминая храма в селении, 160-летия его освящения после первой реконструкции и 30-летия возрождения и второго освящения, архиепископ Иоанн посетил храм, где совершил Божественную литургию и освятил образ в знак восстановления исторической памяти и напоминания любви Божией Матери к человеческому роду и Ее Материнском покрове нашей земли. Также было преподано благословение на установление единого дня совершения праздничного богослужения в память иконы Божией Матери «Леснинская» в аг. Матеевичи: «Благословляется совершение богослужения Леснинской иконе Божией Матери в день Отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы 12/25 сентября. Архиепископ Иоанн. 16.08.2023 г.».

25 сентября 2023 года в аг. Матеевичи архиепископ Брестский и Кобринский Иоанн совершил первое богослужение в память возрождения почитания образа Божией Матери «Леснинская». На территории храма высокого гостя встречали учащиеся воскресной школы прихода Васильчик Е., Илькив Е., Илькив В. У входа в храм архиепископа от имени прихожан  с хлебом и цветами приветствовали  Пешко С.Ф. и Пешко В.Н. Настоятель храма архимандрит Алексий (Петрусевич) в приветственном слове выразил радость по случаю прибытия в храм  Высокопреосвященного Владыки и пожелал помощи Божий в архипастырских трудах. За Божественной литургией Управляющему Брестской епархией сослужили: благочинный церквей Брестского районного округа протоиерей Владимир Корнелюк, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в аг. Матеевичи Жабинковского района архимандрит Алексий (Петрусевич), секретарь Брестского епархиального управления, благочинный церквей Жабинковского округа протоиерей Сергий Петрусевич, благочинный церквей Дрогичинского округа протоиерей Иоанн Пинчук благочинный церквей Каменецкого округа протоиерей Сергий Бурковский,  настоятель храма святого великомученика Дмитрия Солунского в д. Рогозно протоиерей Владимир Алексеев, благочинный церквей Кобринского округа протоиерей Сергий Утрата, благочинный церквей Малоритского округа протоиерей Виктор Полетило, благочинный церквей Пружанского округа протоиерей Михаил Носко, настоятель храма святителя Николая Чудотворца в аг. Озяты священник Вадим Литвинюк, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в д. Орепичи священник Василий Ищенко,  настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери в г. Бресте священник Андрей Петрусевич, клирик храма святого благоверного князя Александра Невского в г.Пружаны священник Дионисий Попов, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в д. Бульково священник Петр Дударчук, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в  г. Жабинка священник Максим Волк, настоятель храма Вознесения Господня д. Огородники священник Владимир Кондращук, настоятель храма святого Архангела Михаила  в аг. Степанки священник Георгий Залевский, настоятель храма святого великомученика Никиты в г. Жабинка священник Михаил Колодяжный, клирик кафедрального собора в г.Бресте диакон Иоанн Шкулепа.  Богослужебные песнопения исполнил малый хор собора Воскресения Христова в г. Бресте под управлением Згребной С.П.  По окончании богослужения был совершен крестный ход вокруг храма и молебен Божией Матери. Управляющий Брестской епархией обратился к духовенству и народу с проповедью и поздравил прихожан храма с историческим событием- возрождением почитания в приходе образа Божией Матери «Леснинская», который находился в храме с. Матеевичи в XIX- нач. XX вв. и  был известен многим благодаря чудесной помощи, которую получали  верующие.  В знак благодарности за помощь  настоятелю  в организации приходской жизни,  архиепископ Иоанн вручил архиерейские благодарности и юбилейные грамоты Левчук Х.М., Грицук Т. Ф., Луговской К.Г., Крукович Е.В., Старун Т. П. Радость праздника с прихожанами разделил заместитель председателя Жабинковского районного исполнительного комитета Хизов С.В.  Обращаясь к молящимся со словами поздравления Управляющий Брестской епархией отметил: «Это великое событие! Конечно, оно войдет в историю, так как восторжествовала историческая правда. Мы оставляем эту икону для поклонения будущим поколениям. За возможность поклоняться святыне в этом храме нам будут благодарны будущие поколения».

Протоиерей Сергий Петрусевич/Анатолий БЕНЗЕРУК

Литература:

  1. Иосиф, епископ. Гродненский православно-церковный календарь, или Православие в Брестско-Гродненской земле в конце XIX века / Иосиф (Соколов). — 2-е изд. — Воронеж, 1899. — Т. 1. — С. 90.
  2. Литовские Епархиальные Ведомости (далее — ЛЕВ). — 1863. — № 21. — С. 805–806.
  3. Котович, И. Мысли по поводу освящения Матиевицкой церкви / Иван Котович // ЛЕВ. — 1864. — № 9. — С. 317—327.
  4. Там же. — С. 326.
  5. Там же. — С. 326–327.
  6. ЛЕВ. — 1890. — № 32. — С. 259.
  7. Мароз, В.В. Драўляныя сакральныя помнікі Берасцейшчыны : нарысы гісторыі, археалогіі і культуры / В.В. Мароз. — Мінск, 2018. — С. 199.

К 185-летию воссоединения белорусских униатов с Матерью-Церковью

Календарь

Поиск материалов

Календарь публикации материалов

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2