Главные новости

5 января 2025 года, в воскресение в нашем храме после Божественной литургии будет совершен молебен о плодоносящих (беременных) женщинах, который традиционно совершается в нашем храме каждое первое воскресение месяца.

26 декабря 2024 года состоится очередная встреча слушателей школы православия «За советом к батюшке» с благочинным церквей Жабинковского округа протоиереем Сергием Петрусевичем в ГУК «Жабинковская центральная районная библиотека» (г. Жабинка, ул. Советская, 8а).

Начало встречи 18:15.

Приглашаем всех желающих!

Дорогие братья и сестры!

По благословению настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в г. Жабинка протоиерея Сергия Петрусевича в нашем приходе в течение Рождественского поста, как и в предыдущие годы, в рамках благотворительной акции «Рождество Христово – детям» проводится сбор средств на лечение детей, находящихся на долгосрочном медицинском лечении в ГУ «Республиканский научно-практический центр детской онкологии и гематологии» пос. Боровляны Минской области.

Пожертвования можно передавать в иконную лавку храма г. Жабинка (ул. Комсомольская, 82).

  1. Молебен о плодоносящих
  2. Приглашаем вас на встречу школы православия
  3. Объявляется сбор средств на лечение детей в ГУ «Республиканский научно-практический центр детской онкологии и гематологии»

Первые упоминания о храме святителя Николая Чудотворца в аг. Озяты относятся к началу XVI века. В начале второй половины XVII столетия храм пострадал от пожара. Новый храм был построен в другом месте на окраине деревни, возле кладбища в 1764 году. Храм несколько раз перестраивался и увеличивался в размерах. В 1870 году рядом со старым храмом был построен новый храм, а старый был перенесен на старосельское кладбище.

20 июня 2011 года в деревне Старое Село, входящей в состав прихода, епископом Брестским и Кобринским Иоанном было освящено место под строительство храма в честь Всех святых и заложены первые камни в его основание.

С 2004 года при храме действует воскресная школа (контактный телефон: +37529 207 8232 Ирина Викторовна Литвинюк).

Престольный праздник – 22 мая и 19 декабря, память святителя Николая Чудотворца.

Соборное богослужение – 31 октября, память апостола и евангелиста Луки.

Адрес храма: 225114, Республика Беларусь, Брестская обл., Жабинковский р-н, аг. Озяты, ул. Крачковского, 3.

Настоятель храма – иерей Вадим Литвинюк (на приходе с 28.11.2003 г.).

АДАМ ЛЕХАЧЕВСКИЙ:

ЛЕТОПИСЕЦ И УСТРОИТЕЛЬ ЦЕРКВЕЙ

Поминальная лития на могиле иерея Адама Лехачевского.

Фото автора, 2023 год.

До наших дней в агрогородке Озяты Жабинковского района бережно сохраняется могила иерея Адама Лехачевского (1828 – 1878). Его краткая земная жизнь отмечена многочисленными благими поступками и полезными делами, поэтому не случайно имя отца Адама спустя даже 145 лет, которые минули со дня его смерти, присутствует в благодарной памяти местных жителей.

На ниве просвещения

Памятник, размещённый на территории местного храма, сопровождает эпитафия, повествующая о достижениях этого замечательного пастыря, названного «устроителем и настоятелем Озятской и Старосельской церквей».

Однако его тридцатилетнее служение не ограничивалось исключительно восстановлением Свято-Николаевского храма, обветшавшего под тяжестью прожитых суровых лет, и возведением новой церкви в соседнем Старом Селе. Отец Адам обессмертил своё имя на ниве просвещения, когда основал первую в этом крае школу для крестьянских детей, где стал добрым духовным наставником для своих юных прихожан. Его перу принадлежит также первая подробная «Церковная летопись Озятской Свято-Николаевской церкви» [1], в которой священник на протяжении десятилетия (между 1867 и 1877 годами) описал предания и историю своего древнего села и храма, известного с XVI века [2].

Местности с указанием храмов в Озятах и Старом Селе,

возведённых стараниями Адама Лехачевского.

Карта, 1930 год.

Будущий озятский настоятель происходил из священнического рода, его отец Николай Лехачевский служил в Ляховецкой церкви, где, очевидно, и был крещён его сын. Установить точную дату рождения невозможно: к сожалению, метрические книги по этому храму сохранились, начиная лишь с 1843 года [3].

О ранней биографии отца Адама можно судить из его личных записок. В 1849 году 21-летний юноша «окончил курс наук со ступенью студента в Литовской духовной семинарии», после чего стал учителем Супрасльского уездного духовного училища [4].

Во многом поворотным в его судьбе стал 1852 год. 30 января (11 февраля) Адам Николаевич сочетался браком с Мартиной Григорович (1831–1880), дочерью озятского священника Виктора Григоровича (1782-1857). А 23 февраля (6 марта) 1852 года «учитель Супрасльского духовного училища Адам Лехачевский» был рукоположен архиепископом Литовским и Виленским Иосифом Семашко «в иерея к Рождества-Богородичной церкви, что в местечке Шерешов Пружанского уезда» [5].

До самой своей трагической смерти приход в Шерешово занимал выдающийся славист и богослов, исследователь старинных славянских рукописей и старопечатных изданий Михаил Бобровский (1784–1848), обнаруживший Супрасльский сборник – один из важнейших кириллических памятников церковнославянского языка.

Адам Лехачевский, как бывший преподаватель Супрасльского училища, безусловно, был знаком с трудами отца Михаила. Отсюда, вероятно, проистекала и особая любовь Адама Лихачевского к литературе, его интерес к различным научным вопросам, в соотношении их к религии, на что указывали его современники [6]. В частности, священник имел и старательно пополнял большую домашнюю библиотеку, содержавшую «книги серьёзного характера», относившиеся к разным отраслям знаний. Это позднее отразилось в летописи, написанной озятским настоятелем. Она свидетельствовала, что её создатель, бесспорно обладавший пером, не лишённым таланта, проявлял живейший интерес к этнографии, истории, географии и иным наукам. Адам Лехачевский находился в переписке с учёными, в частности сведениями по древней истории Озят и окрестностей этого села, собранными отцом Адамом, воспользовался известный российский этнограф Фёдор Покровский (1855–1903) [7].

В 1857 году после смерти тестя Адам Лехачевский стал настоятелем Озятского храма. С первых дней служения на новом приходе его серьёзно волновали нравы, царившие вокруг. Они проистекали из малообразованности крестьян, подверженных различным суевериям. Это было связано с невежеством и почти поголовной безграмотностью прихожан. Желание исправить их отношение к жизни и вере подвигло Адама Лихачевского открыть осенью 1861 года в Озятах школу для сельских детей. Через год при содействии Министерства народного просвещения она была преобразована в Озятское народное училище, которое размещалось в здании, специально построенном местными крестьянами вблизи церкви. В нём обучались изначально 57 мальчиков и 7 девочек. На тот момент это была одна из самых значительных церковно-приходских школ во всей губернии. Адам Лехачевский в равной степени заботился и о просвещении собственных детей, которых, как отмечал иерей Никанор Котович, лично готовил, «не жалея остатка своих сил и средств, для их образования». В результате его дочери, получившие прекрасные знания дома, успешно окончили соответственно женскую гимназию и духовное училище в Вильне. А сын Василий Лехачевский (1876–1896) не успел завершить курс наук в Литовской духовной семинарии, поскольку рано умер (возможно, из-за болезни или в результате несчастного случая) [8].

При посредничестве священника Озяты превратились в настоящий центр образования. В частности, в начале 1865 года по всей Гродненской губернии при народных училищах было учреждено 52 книжных склада. Они размещались в городах или местечках, «где сильнее запрос на книги и удобнее распродажа их». В этом списке находим чудесное исключение: не смотря на то, что Озяты не являлись местечком, тем более городом, в них также был учреждён подобный склад [9].

Часть проекта Озятского храма.

Чертёж, 1865 год.

Устроитель храмов

Все эти шаги, которые предпринимал отец Адам, чтобы его прихожане были ближе к знаниям и соответственно христианской вере, приближали иерея к главному делу его жизни, обессмертившему имя озятского настоятеля в памяти потомков.

20 апреля (2 мая) 1867 года стал особым днём в истории прихода: в Озятах была заложена обновленная Свято-Николаевская церковь. Церемонией руководил Черевачицкий благочинный, протоиерей Антоний Котович, который провёл службу в сослужении Кобринскаго благочинного Льва Пашкевича, местнаго настоятеля, священников Бульковской церкви Иоанна Игнатовича, Мыщицкой-Успенской – Евстафия Маркевича и диакона Кобринского соборного храма Стефана Филяновича. На этом торжестве присутствовали кобринский военный начальник Семёнов, исправник (высший полицейский чин) Смарагдов, пристав Центковский и множество прихожан. После положения краеугольного камня на месте будущего престола, в особом кирпичном погребе, была вмурована медная доска с вырезанною на ней памятной надписью. Эта же надпись была продублирована на пергаменте, вложенном в бутылку, налитую маслом, закупоренную и запечатанную церковной печатью.

Постройку церкви производил местный церковный совет, вскоре переименованный в Озятское приходское попечительство, действовавшее под председательством Адама Лехачевского. Деньги на строительство в сумме почти семи тысяч рублей были получены от правительства, ещё около 2000 рублей на свой храм собрали сами прихожане [10].

Проект иконостаса, предложенный отцом Адамом.

Рисунок, 1865 год.

Отец Адам Лехачевский лично разработал оригинальный план дубового иконостаса, который вызывал восхищение у современников. При этом озятский настоятель предварительно объехал несколько соседних городов «но, не довольствуясь виденными образцами, самостоятельно составил свой особенный план иконостаса при помощи рисунков, заимствованных из разных художественных изданий. Так вышло, действительно, нечто грандиозное, у нас невиданное» [11]. Кроме того, в июле 1869 года иерей приобрёл за 480 рублей серебром у Кобринского уездного духовного училища четыре старинные колокола, принадлежавшие бывшей монастырской церкви. Колокола, вес крупнейшего из которых превышал 21 пуд, были необходимы для строящейся церкви в Озятах [12].

Следующий, 1870 год, ознаменовался несколькими важными событиями в судьбе прихода и его настоятеля. Об этом отец Адам рассказывал на страницах своей летописи: «Мая 25 числа ревизионное посещение церкви Преосвященным Иосифом епископом Ковенским, Викарием Литовской епархии… Октября 14 числа совершена закладка кладбищенской Старосельской церкви во имя Св(ятого) Архистратига Михаила, в память благодарности покойному графу Михаилу Николаевичу Муравьеву, б(ывшему) начальнику северо-западнаго края, к которому 1864 года Озятскоѳ братство входило с прошением о постройке Озятской новой церкви и который, вняв сему прошению, велел ассигновать нужную для того сумму денег. Братство строит означенную кладбищенскую церковь на свои средства из материалов старой церкви, оказавшихся после разборки еще вполне хорошими. В основание положен, въ алтарной части, вблизи, где будет престол, камень с выбитым на нём шестиконечным крестом, найденным под алтарною стеною старой церкви» [13].

А спустя всего четыре дня было провозглашено о завершении строительства Озятского храма, который был торжественно освящён во имя святого Николая Чудотворца 18(30) октября 1870 года [14]. Этот день стал одним из самых светлых в жизни отца Адама. Иерей к тому времени уже страдал от неизлечимой болезни, в результате она и свела его в могилу. Предчувствуя неизбежный исход, он торопился довести до завершения все свои начинания.

Среди уникальных артефактов, которые хранились в церкви, Адам Лехачевский отмечал: «Храмовая икона святителя Николая весьма древняя, 15 века, — на нижних её углах изображены коленопреклонёнными — с правой стороны мужчина с седой бородой, в малороссийском казацком костюме, а с левой — женщина в белом на голове плате, — полагают, что это Гайки — строители первого в этом селе храма, относимого устройством своим к 15–16 вв. К этой св(ятой) иконе местные и окрестные жители обращаются с усердною мольбою при случающихся болезнях и, особенно, во время падежа скота. Имеется напрестольный среброозолоченный крест с вырезкою «1863–1864 г. в память усмирения польского мятежа» [15].

Подвижнические труды отца Адама не остались незамеченными и были высоко оценены. Летом 1870 года он был избран в члены совета по Черевачицкому благочинию, а спустя полгода озятскому настоятелю, местному церковному старосте Фёдору Макаруку, волостному старшине Фоме Блохе и крестьянам Павлу Зозону, Василию Калюшику и Василию Алексиевичу было преподано благословение архиепископом Литовским и Виленским Макарием «за содействие, труды по устройству православных церквей и пожертвования на оные» [16].

Осенью 1872 года Озятский приход с ревизией посетил епископ Брестский, викарий Литовской епархии Евгений. А 7(19) декабря была освящена Свято-Михайловская кладбищенская церковь в Старом Селе. Освящение совершали священник Бульковского храма Иоанн Игнатович в сослужении иереев Иулиана Игнатовича и Антоння Мижевского и диакона Кобринской соборной церкви Стефана Филяновича. Постройка этой церкви обошлась местному братству в 728 рублей. Прихожан в конце года насчитывалось 2102 человека [17].

А следующий, 1873 год, внезапно принёс массовую трагедию, равную которой не знал этот край за всю многовековую свою историю. Вспыхнувшая эпидемия холеры, всего лишь за шесть недель унесла жизни 241 жителя Озят, Старого Села, Теляков и Гайковки. Священник с болью отмечал, что эпидемия «нигде не была в такой степени смертоносною», прихожане «отказывались хоронить умерших, умирали целыми семействами… уходили в леса», в результате в приходе родились за год менее 80 человек, в то время, как покинули этот свет почти три сотни [18].

Подобные известия ещё больше подрывали здоровье самого отца Адама, который в течение десяти лет страдал от чахотки.

Память, пронесённая через многие годы

1(13) февраля 1877 года на словах: «Хороший солнечный день с небольшим морозом», — обрывается церковная летопись, которую старательно вёл отец Адам. Спустя три года его зять Василий Котович опубликовал рукопись этого труда в «Литовских Епархиальных Ведомостях».

Летом 1878 года настоятели Озятской церкви Адам Лехачевский и Киселевичской Василий Котович согласно прошению были взаимно перемещены один на место другого. Однако послужить на новом приходе отцу Адаму уже не удалось — его не стало спустя десять дней, 8(20) августа того же 1878 года. Погребение было совершено в селе Озятах 14-ю священниками [19].

В речи, произнесённой над могилой иерея, настоятель Рогознянской церкви Никанор Котович обратился к иным представителям духовенства: «Вы братие-сослужители по собственному опыту знаете, сколькими препятствиями, какими громадными затруднениями сопровождается у нас, в большинстве случаев, не говорю — постройка нового — даже починка старого храма. (…). И мы знаем, что непомерные труды по созданию домов Божиих в соединении с испытанными неприятностями, сломили его здоровье, на много лет сократили дни его жизни, парализовали энергию и не дали в полной мере проявиться его полезной деятельности, осуществиться всем благим его намерениям. (...). В нравственном складе личности покойного мы находим, в виде поучения себе, редкие ныне качества и черты и, прежде всего, прямоту и откровенность его характера: что он мыслил и чувствовал, то и выражал. (...). Он был склонен к дружбе для дружбы, дорожил ею и не изменял ей; дружба его была прочна и непритворна, ибо в основе её, кроме искреннего взаимообщения и искренности, не лежало никаких недостойных побуждений и личных расчётов, никаких затаённых целей» [20].

Уважение, приобретённое Адамом Лехачевским при жизни, сохранило память о нём на долгие годы, вплоть до наших дней.

07 мая 2023 года в агрогородке Озяты состоялось торжественное мероприятие, организованное Жабинковским благочинием совместно с ГУК «Жабинковская централизованная клубная система». Торжество было приурочено к двум значимым памятным датам — 145-летию со дня смерти строителя и настоятеля местного храма иерея Адама Лехачевского и 120-летию со дня кончины уроженца Озят, известного этнографа, фольклориста, педагога Юлиана Крачковского (1840–1903).

Мероприятие началось в храме святителя Николая Чудотворца, где секретарь Брестского епархиального управления, благочинный Жабинковского церковного округа, протоиерей Сергий Петрусевич в сослужении настоятеля храма священника Вадима Литвинюка совершил панихиду в память о людях, оставивших глубокий след в истории жабинковской земли, прославивших озятский край далеко за его пределами.

По окончании богослужения была совершена заупокойная лития на месте земного упокоения иерея Адама Лехачевского. В его честь и в память о иных прославленных земляках в Озятском сельском Доме культуры состоялась литературно-музыкальная встреча «Знаменитые люди озятской земли» [21].

 Анатолий БЕНЗЕРУК

Источники и комментарии:

  1. Лехачевский, А. Церковная летопись Озятской Свято-Николаевской церкви / Адам Лехачевский // Литовские Епархиальные Ведомости (далее — ЛЕВ). — 1880. — № 28. — С. 231-238. Летопись была опубликована уже после смерти её создателя следующим настоятелем храма в Озятах иереем Василием Котовичем при содействии главного редактора «Литовских Епархиальных Ведомостей» протоиерея Иоанна Котовича.
  2. Акты, издаваемые Виленскою комиссиею для разбора древних актов. – Т. 2. – Вильна, 1867. – С. 5–6.Впервые Озятская церковь зафиксирована в документах Великого Княжества Литовского под 1555 годом. Хотя, вероятно, первый фундуш (пожертвование) на храм даровал Миколай Федорович Гайко (скончался около 1545 года), назвавший церковь во имя своего небесного заступника «Святителя Христова Николая Чудотворца».
  3. См.: Национальный исторический архив Беларуси в г. Гродно (далее — НИАБ). — Ф. 445, Ляховецкая церковь, с. Ляховцы Кобринского уезда (ныне — Малоритский район), метрики за 1843–1847, 1854–1855, 1859–1866 годы.
  4. Лехачевский, А. Церковная летопись…— С. 233.
  5. Государственный исторический архив Литвы. — Ф. 605. — Оп. 2. — Д. 1862. — Л. 3.
  6. Котович, Н. Речь над гробом иерея Адама Лихачевскаго, б(ывшего) настоятеля Озятской церкви / Никонор Котович // ЛЕВ. — 1879. — № 33. — С. 265-266.
  7. Покровский Ф. В. Археологическая карта Гродненской губернии / Ф. В. Покровский. — Вильна, 1895. — С. 87. К примеру, Фёдор Покровский отмечал, что от местного священника узнал о любопытном сказании старожилов. Они связывали название села Озяты со словом «азиаты» и татарской Ордой, разрушившей древнее местечко Озяты-Лебедово («место Лебедынскэ») и монастырь, который якобы существовал в этой местности.
  8. Василий Лехачевский скончался 2(14) марта 1896 года в этот же день умерла и его 71-летняя тётка Францишка Григорович. Их захоронения находятся поныне возле Озятской церкви.
  9. ЛЕВ. — 1863. — № 18. — С. 688; Там же. — 1865. — № 9. — С. 319. Этот книжный продажный склад функционировал более полувека. По данным на 1914 год в нём имелись иконы, крестики, карты, 853 книги. См.: НИАБ. — Ф. 841. — Оп. 1. — Д. 47. — Л. 1об.
  10. Лехачевский, А. Церковная летопись…— С. 235.
  11. Котович, Н. Речь над гробом … — С. 265.
  12. НИАБ. — Ф. 97. — Оп. 1. — Д. 61. — Л. 118–118 об.
  13. Лехачевский, А. Церковная летопись…— С. 236.
  14. ЛЕВ. — 1870. — № 20. — С. 816. Предварительно 7(19) апреля 1870 года здание нового храма в Озятах было освидетельствовано гродненским губернским инжинером Рженеевым и помощником кобринского уездного исправника Любимовых и принято в духовное ведомство иереем Адамом Лехачевским. См: НИАБ. — Ф. 97. — Оп. 1. — Д. 61. — Л. 135–135 об.; Там же. — Д. 282. — Л. 9 об. –10.
  15. Иосиф, епископ. Гродненский православно-церковный календарь, или Православие в Брестско-Гродненской земле в конце XIX века / Иосиф (Соколов). — 2-е изд. — Воронеж, 1899. — Т. 1. — С. 70.
  16. ЛЕВ. — 1870. — № 12. — С. 458; Там же. — 1871. — № 4. — С. 138.
  17. Лехачевский, А. Церковная летопись…— С. 237; ЛЕВ. — 1873. — № 4. — С. 51.
  18. Лехачевский, А. Церковная летопись…— С. 237.
  19. ЛЕВ. — 1878. — № 32. — С. 261; Там же.— № 34. — С. 274.
  20. Котович, Н. Речь над гробом … — С. 265–266.
  21. Берасток, А. Славутасці азяцкай зямлі / Анатоль Бензярук // Сельская праўда. — 2023. — 11 мая.

 

«...Сонечны дзень з невялікім марозам» -

Апошні радок - і пісанню канец.

Пакінуў зямлю ў замінулым стагоддзі

Адам Лехачэўскі, азяцкі айцец.

••••••••••••••••

На брэсцкім Палессі ёсць вёска Азяты

Пачатак у Княстве Літоўскім бярэ.

Паўтысячы год ужо вёска на картах,

Спрадвеку тут люд беларускі жыве.

Здаўна тут сяляне зямлю абраблялі,

І неслі жыццёвы свой крыж ля зямлі,

І Божае слова і Бога ўсхвалялі,

Маліліся шчыра і з Богам жылі.

І колькі каленаў жыло ў тых мясцінах,

Усе Мікалая наведвалі храм

Ды з просьбамі гнулі пад купалам спіны,

І дзякавалі прасвятым абразам.

Сярод дзевятнаццатага стагоддзя

Памёр у Азятах стары іерэй.

Ды й новага бацюшку ў гэтым жа годзе

Прыход сустракаў ля царкоўных дзвярэй.

Адам Лехачэўскі служыць стаў у храме:

Яшчэ малады, але ўжо паслужыў.

У свята і ў будні ён з азячукамі

Ад тое пары і да скону пражыў.

Як пішуць, святар чалавекам быў добрым,

І ветлівы быў да тутэйшых людзей.

У доўгай гісторыі тога прыхода

Ён першую школу адкрыў для дзяцей.

Аднак жа праславіўся наш суайчыннік

Не толькі у якасці святара:

Пакінуў ён летапіс нам як святыню,

Што выйшаў за дзесяць гадоў з-пад пяра.

Ды далей хадзілі ў Дом Божы сяляне,

Маліліся Богу і з Богам жылі.

А купал, ужо састарэлы, з гадамі

Хіліўся патрошку ніжэй да зямлі.

Паскрыпваць стаў ганак, рассохлася дошка

(Не першы ўжо год храм на свеце стаіць).

Айцец Адам думу стаў думаць, каб трошкі

Рамонтам заняцца, царкву абнавіць.

Падумаў не дзень, і не два над пытаннем

І ўрэшце такую выснову зрабіў:

"Царкву з вамі новую ў вёсцы паставім!"

І пра будаўніцтва усім аб'явіў.

Спачатку, канечне, звярнуўся да ўлады.

Яму там дазвол на будоўлю далі,

І сродкі на храм былі выдзеліць рады,

Каб працу пачаць ужо хутка маглі.

Увесну, у годзе у шэсцьдзесят сёмым

Заклад урачысты адбыўся царквы.

Там быў благачынны Катовіч Антоній

І з іншых прыходаў яшчэ святары.

Царкву талакою ў сяле будавалі,

І храм вырастаў, як змяняліся дні.

Сяляне ў чаргу сваю не шкадавалі

Ахвяры на крыж, абразы і званы.

Адам Лехачэўскі план іканастаса

Для новай царквы ўласнаручна стварыў.

І вось пасля трэцяе Тройцы і Спаса,

Амаль што гатовы азяцкі храм быў.

За тры гады велічны храм да аблокаў

У вёсцы ўзнялі (уявіце сабе!),

Бо з помаччу Божай, патрохі, па кроку.

Тут кожны пакінуў часцінку сябе.

І гэтак жа ў гонар Святога Міколы

Увосень ужо асвяцілі наш храм.

У новыя дзверы і з сілаю новай

Царква запрашала сваіх прыхаджан.

Усімі Азятамі ў цэркаўку беглі,

Ўрачыста і радасна ў вёсцы было.

Старую ж царкву апасля перавезлі

Ў суседнюю вёску Старое Сяло.

У новай царкве паслужыў настаяцель

Не многа, не мала - з дзясятак гадоў.

Але ад сухотаў здароўе ён страціў,

Дажыў да паўста і з жыцця адышоў...

Царква перанесла сусветныя войны

І людзям дарыла надзею і свет.

Няма святара, а яна і да сёння

Жыве, як зямны заснавацеля след.

Мы толькі пачатак успомнілі з вамі —

Царкоўнай гісторыі то не канец.

Дык памятайма, хто ў вытокаў быў храма:

Адам Лехачэўскі, азяцкі айцец.

Друщиц О.И., 2023 г.

 

К 185-летию воссоединения белорусских униатов с Матерью-Церковью

Календарь

Поиск материалов